На пути к мечте… г.Эльбрус

Август 2014 год
Идея совершить восхождение на г. Эльбрус пришла в августе 2014 года после поездки в г. Кисловодск, где мы с подругой ездили с экскурсиями на южный склон Эльбруса, Чегемские водопады, Домбай. А в предпоследний день перед отъездом мы поехали на северный склон Эльбруса. Дорога туда заняла у нас около трех часов, но какие виды открывались нам в этой поездке… Легкие облака прятались в ущельях и с первыми лучами солнца таяли, вода в горных речках переливалась всеми цветами радуги… А воздух… Горный воздух… Его ни с чем не сравнить, им невозможно надышаться, он просто кристально чистый. Кульминацией поездки стал открывшийся перед нашими глазами гордый красавец Эльбрус. На фоне голубого неба он казался сказочным существом. Сочетание красок природы произвело неизгладимое впечатление. Особенной казалась снежная вершина горы…Снег летом… Я смотрела на эту красоту, и мне не хотелось уезжать из этого места. Меня что-то тянуло к горе, к ее вершине. И вот в тот момент я решила, что в следующем году приеду снова сюда, и поднимусь на Эльбрус… Но тогда я смутно себе представляла как все это будет выглядеть. Приехав домой и, погрузившись в будни, на время все забылось.

Декабрь 2014 год
…Смотрю фотографии с Эльбруса. В памяти снова возникают горы, горы… И внутренний голос как-будто говорит: «Иди. У тебя получится». Так начались мои первые шаги к Эльбрусу. Пересмотрев в интернете кучу сайтов, на которых предлагали различные варианты восхождений на Эльбрус, я остановилась на одном «Распахнутые ветра» (почему-то внушил доверие). Хотя к подобным предложениям услуг (через интернет) я отношусь настороженно. Общаться с руководителем я начала через интернет. К моим вопросам он относился с пониманием, давал необходимые советы по снаряжению. Опыта горных походов у меня не было никакого, не считая гор Крыма, но это все было давно, да и не так серьезно. Всю необходимую информацию я изучала в интернете. Что нужно знать и уметь, чтобы отправляться в горы? Какая нужна экипировка? Насколько это тяжело физически? Так начались мои сборы в горы, которые продлились до июля 2015 года.

Июль 2015 года
Приближается отпуск… Снаряжение куплено, рюкзак практически собран. Проштудировав большой объем информации, касающейся походов в горы, я поняла, что это отнюдь не развлечение, а тяжелая работа. Работа не только физическая, а в большинстве своем работа над собой. Сразу оговорюсь, что к сборам необходимо подходить со всей ответственностью, так как делаешь это не только для себя (своего здоровья), но и для тех людей, с которыми ты будешь в горах. Весь список снаряжения, который представлен на сайте, это необходимый минимум. Каждая вещь продумана и играет свою роль.

______

Что касается обуви: я после покупки, где-то в течение месяца ее разнашивала. Действие, я считаю необходимое, так как новые ботинки в походе могут сыграть роковую роль. С натертыми ногами впечатления от восхождения будут минимальные. Поход в горы – это не прогулка по равнине, поэтому необходимо хотя бы на среднем уровне поддерживать свою физическую форму. Ежедневно я совершала пробежки, раза три в неделю тренировала все группы мышц. В походе все это пригодилось. Перед отъездом я прекратила тренировки, чтобы организм отдохнул. Ведь при активных тренировках перед самой поездкой неожиданно могут «всплыть» болячки, о которых ты и не подозревал. А течение заболеваний в условиях высокогорья проходит значительно острее, чем на равнине.

Август 2015 год
Последние дни отпуска на работе проходили в предвкушении поездки. Я пыталась себе представить, как все будет выглядеть, но мои фантазии заканчивались где-то в районе железнодорожного вокзала Минеральных Вод.
…Ну, вот еду на вокзал. В душе радость вперемешку с тревогой. Радость от того, что покидаю шумный город, что скоро увижу горы… А тревога от того, что не представляю себе, что меня ждет в горах, смогу ли я подняться на вершину, как себя будет вести мой организм в условиях высокогорья… Все, думаю о хорошем… Назад дороги нет… Все родные, друзья и коллектив ждет от меня вершины… Подвести не могу…

Так выглядел мой собранный рюкзак
10 августа я прибыла в Минеральные Воды. Старт группы был назначен на 11 августа. Нужно было где-то переночевать. Связавшись с инструктором, я поехала в Пятигорск. Олег мне посоветовал недорогой, но достаточно уютный хостел «Жить просто». Сразу оговорюсь, потрясающее заведение: приветливый и заботливый персонал, чистые и уютные номера, и вообще, чувствуешь себя как дома.

LCVMWQf1GK4

Расположившись в хостеле, я и Олег пошли обедать, а потом гуляли по Пятигорску, он меня знакомил с местными достопримечательностями.

sJXR9IWwIbs

Эльбрус из Пятигорска

Вечером инструктор вкратце объяснил, что нас ждет в ближайшие 10 дней, подробно ответил на мои вопросы. На следующий день, собрав всю группу мы поехали к месту старта – в Кабардино-Балкарию, п.Эльбрус. По приезду расставили палатки и стали друг с другом знакомиться. Наша группа была из 6 человек: Наташа с Сашей из Москвы, Вильсур из Екатеринбурга, Богдан из Севастополя, я из Брянска и наш инструктор Олег. Вообщем география обширная. После вкусного ужина мы разбрелись по своим спальным местам. Так началась моя походная жизнь. Телу предстояло привыкнуть к кочкам, ямкам и камням, которые постоянно появлялись в разных местах дна палатки. Ровных поверхностей в горах найти невозможно. Отбой был ранним, где-то часов в 7-8 вечера. К такому режиму я привыкала долго. Сразу засыпать не получалось. Палатки были двухместные, и волей судьбы я оказалась в одной палатке с инструктором. На мои возмущения по поводу раннего отбоя и то, что я не могу уснуть, он мне терпеливо объяснял, что в горах темнеет раньше, чем на равнине, и ранний отбой сопровождается ранним подъемом. Просыпаться предстояло в 6 часов, так как днем планировалось прохождение определенного маршрута, и его необходимо было пройти до темноты. Большинство участников группы были без опыта горных походов, поэтому никто не знал, сколько времени потребуется, чтобы прийти на запланированное место ночевки. Олег оказался интересным собеседником и развлекал меня историями из своей туристической жизни, чтоб хоть как-то я уснула. Вообще он внимательно и заботливо относился к каждому участнику группы. Всегда был готов объяснить, рассказать, показать и помочь в любой ситуации. Вот под эти рассказы я вроде бы уснула. Проснувшись утром, я поняла, что кочки (хоть и маленькие) на дне палатки дали о себе знать: бока побаливали, организм начал постигать суть горного туризма.

В этот день нас ждал акклиматизационный выход в горы к перевалу Ирикчат с тремя ночевками. После завтрака собрались и в путь. Прошли через п.Эльбрус. Ну, вот перед нами первый достаточно крутой подъем. Рюкзак за спиной давал о себе знать. С непривычки все кажется неудобным, но потом постепенно привыкаешь и на него уже не обращаешь внимания. К концу похода рюкзак практически «прирос» к спине и был уже как родной. Первые 100 метров подъема дались тяжело, начало подташнивать. Тут я поймала себя на мысли, что если после небольшого подъема начали появляться признаки «горной болезни», то дальше у меня ничего не получится. Однако я ошиблась. Еще метров через 100 недомогание исчезло также быстро, как и появилось.

Горы окружали нас со всех сторон, а внизу, как на ладони был виден п.Эльбрус. Наш инструктор Олег сказал, что здесь недалеко есть нарзанный источник и нарзан в нем самый вкусный на Кавказе. Добравшись до источника, мы сделали привал. Нарзан в источнике действительно был вкусным, освежающим, то, что было надо для жаркой погоды. Пить хотелось постоянно, особенно при переходах. Недостатка в питьевой воде на всем маршруте не было. Ущелье Ирикчат не обременено достижениями цивилизации, поэтому здесь сохранилась первозданная природа. Так что воду мы пили прямо из источников. По времени до первой ночевки мы шли около 6-7 часов, часто останавливались, отдыхали, пили воду и любовались красотами окружающего мира. Снежные вершины – они завораживали, даже, можно сказать, предавали сил, чтобы идти дальше. Хотелось подняться выше, чтоб увидеть всю красоту Кавказских гор. По пути нам встречались другие группы туристов, которые либо шли на перевал, либо спускались с него или с Эльбруса. Некоторые в разговорах делились впечатлениями. Кроме туристов нам попадались отары овец, небольшие стада коров и лошадей. Все они мирно паслись и не обращали никакого внимания на проходящих мимо людей.

uoLUew6Iyd0«тигровая» корова

Ну, вот последний крутой подъем, еще чуть-чуть и мы должны прийти на нашу первую ночевку, так подбадривал нас Олег. Наконец, свершилось, мы пришли. Окружающая нас красота сгладила усталость. Хотелось просто сидеть и смотреть на горы, на проплывающие в небе облака, слушать шум горной речки. Здесь отсутствует цивилизация (как хорошо, что нет мобильной связи), здесь только ты и первозданный мир… Вернувшись в реальность, мы расставили палатки, Олег стал готовить ужин. За ужином все делились впечатлениями о первом дне похода. Несмотря на усталость у всех были положительные эмоции. Поужинав, все стали заниматься своими делами: кто фотографировался, кто тихо — мирно беседовал, а я взяла фотоаппарат и пошла вдоль речки. Мне были интересны облака, которые красиво и быстро появлялись в долине и также быстро исчезали под лучами заходящего солнца.

Tqu0VmfXoXY

Отбой как повелось в семь вечера. Кочка, еще кочка… Я поняла, что все-таки придется привыкать к ним. Олег снова рассказывал свои туристические истории, затем слушали музыку с телефона. В долине сел туман. Выглянув из палатки, я увидела только палатки соседей. Окружающий мир погрузился в белую пелену. Наконец-то пришел сон. Ночью меня разбудили раскаты грома и сверкающие молнии. Гроза была ниже нас, но создавалось впечатление, что молнии сверкают прямо за стенкой палатки. Так близко грозу я еще не видела. Стал накрапывать дождик, но быстро прекратился. Было необычно лежать и слушать звуки природы, а мысли уносились далеко на перевал, на Эльбрус. Снова сон… Утро выдалось солнечным и теплым. Не было даже намека на ночную грозу.

4iUip99QSyQутро в горах

Позавтракав, мы начали собираться. Предстоял еще один переход, но более легкий и короткий, чем вчера. Теперь можно было смело любоваться окружающими пейзажами, а не ногами впереди идущего человека. Крутых подъемов до следующей ночевки больше не было. Часа через четыре мы дошли до места. Расположились, пообедали. Времени до отбоя оставалось много, и мы решили сходить на акклиматизационный выход в направлении перевала, на который планировали идти завтра. Пошли налегке, все вещи оставили в лагере. Тропа, покрытая травой, сменилась камнями. Мы шли вдоль бурной горной реки Ирикчат (к обеду наверху начинается обильное таяние ледников). Поднявшись немного вверх, нам открылся вид на ледник Ирикчат и восточную вершину Эльбруса.

sWxJpvSSrpE

Полюбовавшись природой и немного отдохнув, мы вернулись в лагерь. Олег приготовил нам как всегда вкусный ужин. Сидя за чаем, мы делились впечатлениями о проведенном дне. Отбой…

… Как мне нравится утро в горах. Свежий воздух бодрит… Солнце, поднимаясь над горами, освещает всю долину… Горы как-будто, оживают. Иду умываться к ручью. Вода в нем бррр… слово «холодная» сюда не подходит (я, конечно, не из мерзлявых, на Крещение в проруби купаюсь), но здесь она просто ледяная. Немудрено, ведь практически вся вода в горах образуется от таяния ледников. После завтрака стали собираться на перевал. Шли вчерашней дорогой, Ирикчат была не такой бурной, как вчера, ведь еще утро и наверху холодно. Тропа шла среди камней, но наш инструктор безошибочно ее угадывал.

resbei1ZEK0

Моё внимание привлекли попадающиеся на пути пирамидки из камней. На мой вопрос: «Что это означает?» Олег ответил, что это так называемые туры ими метят тропу туристы, чтоб не сбиться с пути.

E-7bF20eg8sтур

Идти было легко. Организм начал привыкать к нагрузкам и успешно акклиматизировался. Проблем с самочувствием не было. Под ногами были одни камни, из них и состояла тропа, ведущая к перевалу. Вот в этих камнях растут всевозможные альпийские цветы. Чудо природы. Они живут вот в таких спартанских условиях и еще умудряются цвести. Нежная красота в царстве камней.

uvNXxV_Og5s

zvXuf1dm40U

Мы поднимались все выше. Ледник Ирикчат открылся нам во всей красе. Огромные глыбы льда, изрезанные трещинами, на солнце отливались голубым и зеленым цветом. Тянуло холодом, сказывалась близость ледников Эльбруса. В горах так заведено: внизу лето, а чем выше, тем холоднее. Подъем на перевал был достаточно крутым. Собрав все силы, мы начали подъем.

3Xy37HjNbAcледник Ирикчат

Ну, вот мы на перевале,3670м. Перед нами восточная вершина Эльбруса и огромные ледяные поля, сползающие во все стороны с горы. Вершина то закрывалась облаками, то позволяла нам себя увидеть, как будто играла в прятки. Сфотографировавшись на фоне Эльбруса, мы начали спуск вниз. На перевале было не слишком комфортно, дул холодный ветер и с северной стороны поднимались хмурые серые облака, предвещающие непогоду.

3fgXqN9qa3M

В лагерь спустились достаточно быстро. Группа чувствовала себя прекрасно. Преобладало хорошее настроение))) …Ужинали, делились впечатлениями. С положительными эмоциями разошлись по палаткам.

День уходит прочь, широкой поступью шагая в направлении высоких гор на запад, оставляя за собой россыпь звезд на небосклоне. Ночь… Время, когда безмятежный сон окутывает землю и тишина пронзает все вокруг. Ты не спишь (мыслями на перевале, где во все красе перед тобой Эльбрус). Ты никогда не видел такой красоты, живя на равнине… Ход мыслей прервал Олег, который попросил меня выйти из палатки. Он хотел показать мне звездное небо. Когда я подняла глаза вверх, то увидела…звезды… Огромные звезды были настолько близкими, что, казалось, можно достать их руками. Реально начала кружиться голова от того, что я хотела охватить взглядом весь небосклон. Такого дома не увидишь. Я стояла, устремив свой взгляд куда-то вдаль. Никто на свете не знал, о чем я думала в эту минуту. Ощущения были, словно улетаешь в неведомые дали… Но надо было идти спать, завтра предстоял спуск в п.Эльбрус.

i0ceQG6HtJ4

Ночное жилище туриста

…Утро. Собираемся вниз. Почему-то не хочется уходить отсюда. Здесь так спокойно, здесь отдыхаешь душой… Спуск, как всегда, быстрее подъема, и уже через пять часов мы в кемпинге «Сакля» ставим палатки. Добрались до благ цивилизации: приняли теплый душ, позвонили домой.

Олег провел краткий инструктаж по завтрашнему дню и выдал нам альпинистское снаряжение (ледорубы, «кошки», страховочные системы). Поужинали. Отбой… (не спится).
Утром за нами приехал микроавтобус и отвез на поляну Азау, откуда мы стартовали на Эльбрус.

До 3800м мы добрались на канатном подъемнике. Дальше нам предстояло пешком дойти до 4100м. Было сыро и промозгло, моросил дождик. Позже он прекратился. Мы вышли на ледник и медленно побрели вверх. Рюкзаки давали о себе знать, ведь вес их достаточно увеличился. Мы несли с собой теплые вещи, альпинистское снаряжение, питьевую воду. Вот так, делая небольшие остановки, наша группа добралась до места. Разместиться нам предстояло в вагончиках, что было достаточно хорошим вариантом, чем жить в палатках на леднике.

ObjBTKK7k4oнаш вагончик №4

Расположившись, Олег пошел готовить ужин, в так называемую столовую, которая представляла собой такой же вагончик, только в нем находились столы, скамейки, газовая плита, вообщем то, что должно быть на кухне. Позже подошли и мы. Импровизированная столовая была своего рода центром концентрации всей информации и новостей, что происходили вокруг. Здесь собирались все проживающие в вагончиках. Также здесь было единственное место, где можно погреться. Вот так, коротая вечер за чаем, мы обсуждали завтрашний день. Погода за окном была не слишком оптимистичной. Дул ветер, периодически шел мокрый снег. Вершина то открывалась, то затягивалась облаками вновь. Завтра предстоял акклиматизационный выход где-то до 4800м. Отбой… Одевшись потеплее, я забралась в спальник (не лето однако). Сон пришел практически мгновенно (наверно сказалось недосыпание в прошлые дни, а может это своеобразное проявление «горной болезни»). Наутро, позавтракав, вышли на маршрут. Предстояло набрать около 700м, а также научить ходить в «кошках» и зарубаться ледорубом при срыве (не дай бог). За ночь подморозило, так что снег был твердым, и идти по нему было хорошо. Пройдя метров 70, дыхание участилось, так бывает при нехватке кислорода. Дальше делали частые остановки, но шли вверх. От ходьбы стало жарко, несмотря на ветер. Сделали привал на ближайших скалах, попили чая. Как ни странно, но горячая жидкость в таких условиях придает сил. Олег нам показал, как правильно пользоваться ледорубом, как зарубаться при срыве.

VtYP-akH_bWo2UB2xXRg4yRE2NlSokdXxXQfT0TeWLPSf_7nj5gqpnCSU8k1KqByJgGX3a30A7CC6-nKA9nplw==
наша группа на акклиматизационном выходе

Потренировавшись, мы начали спуск вниз. Выглянуло солнце, снег стал превращаться в мокрую кашицу. Не хотелось намочить ботинки, так как высушить в подобных условиях их нереально. Спустились вниз. На следующую ночь планировался выход на штурм вершины, поэтому отбой был ранним в 6 часов. Поужинали, собрали все необходимое (не хотелось ночью в темноте спотыкаться, так как электричества в вагончиках нет). Вставать решили в час ночи. Почему так рано? Подъем на вершину занимает 10-12 часов. До 14 часов дня в целях безопасности необходимо начать спуск (где бы не находилась группа). С вечера дул сильный ветер, который не прекратился к моменту наших сборов. Проснувшись в час ночи, Олег сказал, что погода хорошая только сильный ветер, а наверху будет еще сильнее. Но мы решили идти. Наташа с Сашей не пошли, посчитали, что наверху будет очень холодно. Мы пошли вчетвером. Шли тяжело, холодный ветер пробирался под одежду, обжигал лицо. После двух часов ходьбы сделали привал, ветер не прекращался. Хотелось пить, но вода в бутылке замерзла, и пить ее было невозможно. Из собственного опыта теперь знаю, что обязательно нужно брать горячий чай в термосе. Пошли дальше. Где-то на 4800м начали замерзать кончики пальцев на руках и ногах. Перчатки, которые меня не подводили зимой дома, подвели в горах. Я пожалела, что не взяла варежки (хорошо иметь теплые непродуваемые варежки, сейчас много спортивных фирм, которые продают подобные товары). Ботинки тоже как, оказалось, выдерживают не более 5000м, хотя они у меня были треккинговые, а не альпинистские. В идеале должно быть две пары обуви: для акклиматизационных выходов и для восхождения. Но можно выбрать и бюджетный вариант – просто купить или взять в прокат бахилы. Вот так недостатки в снаряжении не позволили мне взойти в этот день на Эльбрус. Мы повернули назад, так как почувствовали некомфорт и другие участники группы. Вниз спустились в пять часов утра. Уже всходило солнце, окружающий мир просыпался. Вершины гор покрывались розовой дымкой, а восход раскрасил небо яркими красками. Но смотреть на красоту восхода не хотелось, не было настроения. Мы пошли досыпать. В голове крутилось: «Не получилось. Не смогла. Как объяснять друзьям, знакомым, родным, почему не получилось. Ведь несведущий человек не поймет, что могло повлиять на нашу ситуацию». С этими мыслями и уснула… Проснулись около восьми утра. Позавтракав, начали собираться вниз. Настроения как не было, так и нет. Олег объяснял, что различные факторы влияют на удачное восхождение, что не стоит расстраиваться, что не все поднимаются с первого раза, ну, и наконец, жизнь важнее. На этот раз подвела погода… Спустились на канатке на поляну Азау, там пообедали, а затем поехали в кемпинг «Сакля».

Через два дня основная часть группы разъезжалась. Весь следующий день мы гуляли в ущелье Адыл-Су, любовались красотами гор, фотографировались.

V4OJSI5WHvA

У меня в планах было посетить Кисловодск, пробыть там дней пять и уехать домой. Но моим планам не суждено было реализоваться… В последнюю ночь в палаточном лагере меня не оставляла мысль, что я не хочу ехать в город, что я хочу остаться в горах. Своей мыслью я поделилась с Олегом, он мне предложил провести эти пять дней со следующей группой. Я думаю…

Мы в Пятигорске. Я решила поменять билеты и предпринять еще одну попытку восхождения. Раз жизнь дает мне еще один шанс, почему бы не воспользоваться им. Участники следующей группы приезжали на следующий день. Погода портилась, небо в городе было затянуто серыми облаками. А вот настроение было отличное, хотелось снова в горы, и было все равно, какая там погода («горная болезнь» имеет много симптомов, а вот у меня, наверно, были самые заразные – я влюбилась в горы)))).

Вот мы снова едем в Кабардино-Балкарию в п.Эльбрус. Сейчас чувствую себя уверенней, чем первый раз. Я же уже с «опытом». Приехали в «Саклю», стали ставить палатки. С каждым разом ставить палатку у меня получалось все лучше и лучше. Опыт приходит с практикой. Завтра идем на перевал. Знакомимся ближе с группой. Ребят двое – Павел и Артем, оба из Казани. Погода хмурится, пытается моросить дождик, но настроение он мне не портит. Ночуем в палатках. Кочки уже не чувствуются, привыкла. Даже сон приходит вовремя.

t6bIohMm7Tc

…Утро. Вставать не охота. Спится на природе хорошо)))… Завтракаем (Олег вставал всегда раньше, чем мы. Поэтому завтрак уже был готов). Собираемся, выходим. Рюкзак уже стал как родной, даже внимания на него не обращаю. Идется легко, организм уже акклиматизировался, самочувствие хорошее. Дорога до первой ночевки в этот раз показалась короче, наверно уже привыкла ходить в горах. На последнем подъеме пошел дождик, пришлось надеть дождевик. Погода испортилась основательно. В промежутке между дождем поставили палатки. Даже ужин пришлось готовить в тамбуре палатки. К ночи облака поднялись и стали видны звезды и луна. Тихая, лунная ночь… Луна пробиралась сквозь занавески холодных облаков, завораживала своим светом. Я сидела и смотрела на луну и горы, которые в темноте казались грозными великанами. Все было сказочным и загадочным. Под очередные рассказы Олега я уснула. Ночью была гроза, но где-то далеко. Утро выдалось солнечным, хотя и свежим. Солнце, как мне казалось, долго выбиралось из-за горы, но когда вышло сразу стало тепло и настроение улучшилось))). Мы просушили мокрые вещи и стали собираться. До второй ночевки дошли быстро. Расположились. Олег принял решение сегодня пойти на перевал, так как погода портилась, и завтра мог быть дождь, а то и снег (в горах это не редкость).
вечер в горах

Пошли на перевал. Я шла по знакомой дороге и просто получала наслаждение от того, что нахожусь здесь. Вот и перевал. Крутой подъем показался не таким уж крутым, как прошлый раз. Я выработала свой темп дыхания, который помогал мне при подъемах.

NoeXmM6pUAUна перевале Ирикчат

Дул холодный ветер, иногда сыпала снежная крупа. Сфотографировавшись и полюбовавшись Эльбрусом, начали спуск вниз. Сегодняшний день был насыщенным в плане переходов. Ходили целый день. Немного устали. Поужинали, поделились впечатлениями о прожитом дне, разошлись по палаткам. Из ущелья поднимались густые, белые облака и, не доходя до нас, таяли. С ледника тянуло прохладой. Лето заканчивалось. Скоро осень…
Утро выдалось серым и хмурым. Моросил дождик. Олег принял решение переждать непогоду, и только потом идти вниз. Мокнуть напрасно не хотелось. В ущелье была гроза. Часа через два пошел густой мокрый снег, казалось, что он не кончится никогда. Сыро, неуютно на улице. Палатки выдержали снег, внутри было сухо и тепло.

bG3EQKPrrS8снег в августе

К обеду снег прекратился и потеплело. Мы собрались и начали спуск. Прогноз не утешал. Завтра мы должны были ехать на Эльбрус. Снег начал таять. И чем ниже мы спускались, тем меньше было снега. Выглядывало солнышко. По пути мы встретили местных пастухов, небольшое стадо лошадей и отару овец. Лошади оказались дружелюбными и намеревались что-нибудь у нас выпросить. Но мы не ожидали таких гостей, и угостить их было не чем.

zp7vT74OCjkдружелюбные лошадки

UfyCHJkFFq8чтоб идти дальше, пришлось уступить дорогу… (на фотографии наш инструктор Олег).

Местные пастухи нам сказали, что погода должна улучшиться, так как в горах выпал снег. И действительно, облака поднялись, и выглянуло солнышко. Сразу потеплело и тропа начала подсыхать. Ходить по мокрой тропе не очень-то приятно, очень много шансов поскользнуться. Тем более идешь с нагрузкой. Виды гор на этот раз были другими, снег преобразил их.

umhVOMLljvAв горах выпал снег

Мы рано обрадовались хорошей погоде. В скором времени облака снова затянули небо и спрятали вершины гор. За нами крался дождик. К «Сакле» подходили уже с дождем. Палатки расположили на летних верандах. До завтра предстоял отдых. Мы поужинали, обсудили завтрашний день и разбрелись по палаткам. Всю ночь шел дождь. Тревожные мысли не давали покоя. Погода улучшаться не собиралась. В тумане даже не было видно ближайших гор. Я понимала, что при такой погоде, в целях безопасности, на вершину мы не пойдем. С непогодой в горах не шутят. История хранит много примеров безрассудно принятых решений, повлекших скорбные последствия. Ладно, выкидываем пессимистичные мысли из головы, нужно спать…

Утро. Серое и хмурое. Дождя нет, но погода все равно «нелетная». Выбираться из палатки не хотелось, в ней было тепло и уютно. Но совесть не позволила долго нежиться в теплом спальнике. В лагере началось движение: кто умывался, кто пытался просушить вещи… Позавтракав, собираем рюкзаки. Для начала заехали в прокат. Ребятам необходимо было личное снаряжение. Потом в МЧС регистрировать группу. Конечным пунктом была поляна Азау. Здесь нас ждал очередной «сюрприз» — не работала канатная дорога. Эльбрус был в густом тумане, значит наверху шел снег. Заморосил дождик, и стало как-то неуютно. Мы достали ветровки, шапки, перчатки… Эльбрус сегодня был негостеприимным. Канатку обещали запустить только к пяти вечера, что нас никак не устроило. У нас в планах было подняться на 4100м до трех часов дня. Выход нашелся быстро. С нами рядом стояла группа иностранных альпинистов, которые также собирались наверх. Олег, переговорив с их проводником, сказал нам, что возможен подъем на КАМАЗе за определенную плату до 3800м. С машиной нам повезло. Кузов был закрытый, и мы доехали практически с комфортом. На 3800м лежал свежевыпавший снег. Нам предстояло подняться до 4100м. Шел мокрый снег, но было относительно тепло. Подъем не был легким, все вымотались и устали. Обосновались в тех же вагончиках, что и прошлый раз. Немного отдохнули и пошли ужинать. Здесь, наверху, облаков было меньше, вся облачность была ниже нас. С последнего моего посещения Эльбрус изменился. Выпавший снег преобразил склоны горы. Снег был легким и пушистым. Какие-то умельцы слепили снеговика.

7FXWxhmjAYgлетне-зимние развлечения Эльбруса

Открывшаяся панорама Кавказских гор просто завораживала. Я мечтала оказаться выше облаков, но никогда не представляла, как это будет выглядеть. А теперь я стояла на склоне величественной горы, а внизу под ногами, были облака. Ощущения, что внизу бездна. Снег сливался с облаками, и казалось, что это продолжение снежного склона.

lUsq7-NXVt4

h_GheodJ4i8

вечер на склоне Эльбруса

Закат на Эльбрусе потрясающее зрелище. Только природа может создавать такие оттенки красок, так рисовать ими на голубом холсте небосклона. Это стоит увидеть своими глазами. Вот уже ради этого можно идти на Эльбрус. Такого внизу не увидишь. Становилось прохладно, подмораживало. Нужно было идти в вагончик. Завтра предстоял акклиматизационный выход. Погода с вечера вселяла надежду на хороший исход мероприятия. Ну, что ж, спать…
Хотя, нет… Еще нужно посетить одно интересное заведение. Именно повествование о нем я хочу выделить отдельным рассказом. Ведь впечатлений от этого сооружения у меня не меньше, чем от горы. Да, вы угадали, именно о нем я хочу рассказать.

HqxAQ9NlnP0альпинистские удобства

Данное архитектурное произведение расположено в живописном месте, откуда открывается великолепный вид на обе вершины Эльбруса. Спуск к нему, особенно когда подморозит тропинку, сродни альпинизму. На данном спуске можно отрабатывать технику хождения в «кошках» и связках))), но нам приходилось ходить без всех этих наворотов, а ночью еще и с налобным фонариком. Само сооружение нависало над обрывом (все подобные домики в горах так располагаются), так что освежителем служил бодрящий горный ветер. Обычно, когда возникало желание посетить указанное заведение, я говорила, что иду совершать «подвиг». Так что за два дня пребывания на Эльбрусе, «подвигов» мне хватило на долгое время вперед. Но человек привыкает ко всему, и это не стало исключением. Теперь я вспоминаю все с улыбкой))). Мне даже его чуть-чуть не хватает))).

Утро. Я уже привыкла спать в походных условиях. Самочувствие отличное. Так называемая «горная болезнь» за все время нахождения в горах меня никак не коснулась. Раз побаливала голова, да и то на спуске, но все быстро прошло. Позавтракав, Олег с ребятами стали собираться на акклиматизационный выход. Я сказала, что не пойду, так как недавно здесь уже была. Хотелось поберечь силы для завтрашней попытки штурма, да и не хотелось мочить ботинки. Группа ушла, а я осталась в вагончике. Читала журнал, кем-то оставленный, и периодически смотрела в окно. За окном погода менялась со скорость света: то выглядывало солнце, то набегали облака и шел снег. Вершины изредка показывались, но вновь быстро прятались в тумане. Я про себя гадала: получится, не получится? Часа через четыре вернулись ребята, немного уставшие, но довольные. Вот так прошел день. Нужно было рано ложиться спать, так как предстоял ранний подъем. В эту ночь было принято решение штурмовать вершину (если, конечно, позволит погода). Пошли ужинать. Олег, мастер своего дела, умеет в походе вкусно приготовить и накормить участников. Так что вопрос питания нас никогда не беспокоил. Наш инструктор всегда проявлял заботу и внимание. У ребят ужин пошел на «ура». Еще бы после такого выхода на гору. Отбой… Все завели будильники на телефонах. Никто не хотел проспать «торжественный момент» подъема. Снаряжение собрали заранее, чтобы ночью не спотыкаться в темноте. Даже спать легли практически в той одежде, в которой собирались идти. Вообщем сбор был по максимуму. Анализируя неудачную попытку недавнего восхождения, я решила не рисковать — купила теплые варежки и взяла в прокат бахилы. Теперь я лежала и думала: «Со снаряжением вроде все в порядке. Теперь чтоб погода не подвела». Так не заметила, как уснула…

…Будильник… еще один… сквозь сон до меня начинает доходить, где я нахожусь, и что нужно вставать. Первым встал Олег. Посмотрел на небо (оно было звездное) и сказал, что погода сегодня за нас, и мы идем на вершину. В этот момент в моей душе поселилось чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, и гора нас пустит к себе. На улице был легкий ветерок, но он не был таким холодным, как прошлый раз. Мы пошли пить чай. Учтя прошлую ошибку с водой, которая замерзла по дороге, я решила взять термос с горячим чаем (кстати, вещь необходимая на подъеме). Олег раздал нам шоколадки и сухофрукты – это был наш перекус по пути на вершину. Надеваем «кошки», обвязки. Берем ледорубы и треккинговые палки. Ну, что – в путь, и пусть нам сегодня повезет.

В эту ночь попытку штурма предприняли много групп, погода была просто замечательной. Я посмотрела в сторону вершины, много «огоньков» шло по тропе в сторону нее. Огоньками были налобные фонарики у альпинистов. И создавалось впечатление, будто новогодняя гирлянда обвивает гору. Рассвет мы встретили на «косой полке». Потрясающее зрелище… Окружающий мир был действительно невероятным: горы ждали восхода солнца, кутаясь в розовую дымку… На ум приходят слова из песни В.Высоцкого: «…внизу не встретишь, как ни тянись, за всю свою счастливую жизнь, десятой доли таких красот и чудес…».

HjMa9RT-JwU

Большое впечатление произвело интересное природное явление. Я, конечно, об этом читала, но не представляла этого в реальности. При восходе солнца в ясную погоду вершина Эльбруса отбрасывает тень на небо. Это что-то невероятное…

pnH1DEXi32kтень от Эльбруса

На «косой полке» ветер был сильнее. Снег переметал тропу. Идти было тяжело, сказывалась высота и уменьшение кислорода. Мы делали десятка два-три шагов и останавливались отдышаться. Шли дальше. Солнце выбралось из-за вершины, когда мы были на седловине. Там мы сделали привал, немного перекусили и попили горячего чая. Чай придал сил. Подъем на вершину с седловины казался слишком крутым. Но отступать мы не хотели, поэтому пошли на подъем. На склоне вершине уже были другие группы. У меня, как будто открылось второе дыхание, хотелось идти быстрее и быстрее. Мы обогнали несколько групп. Дыхание стало глубоким и размеренным, лично я недостатка кислорода не ощущала. Мы дошли до «перил» — это способ страховки, представляющий собой веревку, концы которой закреплены с двух сторон. Перила используют в альпинизме для движения по сложным участкам, на которых возможен срыв. Пристегнулись карабинами, и пошли вверх. Когда закончились «перила», склон начал выполаживаться. Идти по нему было гораздо легче. До вершины оставалось метров 60. Западная вершина представляет собой небольшую возвышенность над снежным полем. Вот туда мы стремились. Еще немного, еще чуть-чуть и вот она… ВЕРШИНА… дальше только небо. Мечта сбылась – я на высшей точке Европы, я на Эльбрусе…Эмоции переполняют, адреналин зашкаливает. Мы смогли это сделать благодаря слаженному и грамотному руководству нашего инструктора Олега. Также нас не подвела погода и самочувствие.

… Весь мир на ладони. Ты счастлив и нем… Там действительно «весь мир на ладони». Выше некуда. Все горы и облака внизу, а над нами только голубое небо.

Мы сфотографировались… Нужно спускаться. По законам альпинизма «с горой» поздравляют внизу, так как спуск не менее труден, чем подъем (много сил потрачено на подъем, а на спуск их может не остаться). Но нам хватило сил на все.

Ado3zCsE1mE27.08.2015 в 8-15 на западной вершине Эльбруса, 5642м.

8EabeKj3SrYна спуске

Уже на спуске я поняла, что в горы я буду возвращаться снова и снова. Здесь находится именно то, чего мне не хватало внизу – чувства безграничной свободы и спокойствия. Спуск у нас занял около трех часов. Ну, вот мы у наших вагончиков. Ноги гудят, чувствуется усталость, но отличное настроение преобладает. Немного отдохнув, и выразив все свои эмоции по поводу восхождения, мы стали собираться вниз. Уходить не хотелось, Эльбрус был сегодня в хорошем настроении. С капелькой грусти и благодарностью к горе (за то, что она нас пустила к себе) я шла вниз.

Jd6bRM2bonA

панорама главного Кавказского хребта с высоты 5642м.

Я не знаю почему, но гора тянула к себе и не отпускала, заставляла постоянно оборачиваться и любоваться ее величественностью, красотой вершин на фоне голубого неба. Вот так закончилась эта ночь. Ночь полная тревог, волнений и радостей. Самая длинная, и самая запоминающаяся ночь в моей жизни…
Спустились на поляну Азау. Отметили восхождение вкусным обедом в местном кафе. Вообще местная кухня очень даже неплоха, вкусно готовят. Едем в «Саклю»… До свидания, Эльбрус. До следующего года…

Вернулись в кемпинг. Нам предстояла еще одна ночь в палатках. Ужинать пошли в местное кафе, там же провели все торжественные мероприятия – приняли поздравления от инструктора, получили памятные значки и сертификаты о восхождении. Уже лежа в палатке, я поймала себя на мысли, что не хочу домой, что хочу остаться в горах. Здесь я та настоящая, не обремененная бытом, рамками цивилизации и принципами. Там внизу мы превращаемся в серую однородную массу, зацикленную на проблемах и стрессах. Нам не хватает времени остановиться и подумать о себе, о близких. Мы даже не догадываемся, что на свете есть такие места, где все городское и житейское кажется таким незначительным, таким ненужным. Вот для того, чтобы не терять себя в обыденной жизни, нужно приезжать в горы (даже на чуть-чуть), чтобы хоть на короткий промежуток времени стать собой.

Вот и всё. Закончилось моё путешествие на Кавказ. Возвращаемся в Пятигорск. Отпуск заканчивается, пора домой. Железнодорожный вокзал Минеральных Вод… Поезд… «В суету городов, и в потоки машин, возвращаемся мы, просто некуда деться. И спускаемся вниз с покоренных вершин, оставляя в горах свое сердце»… (В. Высоцкий).

ЭПИЛОГ
Горы… Белоснежные вершины, пронзающие ослепительную небесную голубизну, мощные ледники, обрывающиеся громадными каскадами ледопадов, неповторимые яркие восходы и утопающие в пушистой перине облаков закаты. Ослепительное, обжигающее солнце, чередующееся с проливными дождями и грохочущими над самой головой грозами. Мир, который проникает в тебя и навсегда изменяет… сон наяву… ощущение бесконечности времени и мига существования… иной мир, другая планета… мир, где все постоянно меняется и неизменно веками… место, где единственная ценность – жизнь. Холодная, безжалостная, необычная и странная красота, которая неудержимо притягивает к себе. Каждый, кто оказывается в горах, не может оставаться равнодушным. Изумление и восторг охватывают человека при виде грозной красоты горных пейзажей. Мир гор настолько необычен и своеобразен, что его можно сравнить разве что с пейзажами другой планеты. Этот мир наполнен тишиной. Непривычно после суетливого города находиться в тишине высоты. Но, однако, в горах не царит полное безмолвие: звуки журчащих родников и ручьев, шум рек и водопадов, свист ветров и крики горных птиц, рождают прекрасную гармоничную музыку дикой природы. Грохот камнепадов или лавин – это тоже реальность гор, заставляющее помнить об осторожности и наглядно осознавать слабость человека перед стихией. Природа гор очень изменчива, она сурова и непредсказуема – и этим интересна. И если кто-нибудь хочет ощутить эту необычность, увидеть своими глазами красоту гор, испытать свои силы и волю, то он обязательно должен посетить этот удивительный, прекрасный мир.

Ложь, что умный в гору не пойдет,
Ты пошел, ты не поверил слухам,
И мельчал гранит, и таял лед,
И туман у ног стелился пухом.
В.Высоцкий

-0eKijirCqM

Вам может также понравиться...